В фильме «Инспектор уголовного розыска»


Представим себе на минуту, что мы авторы этих фильмов и можем как угодно здесь распоряжаться — как бы мы развязали предложенные нам завязки? Удалось бы нам придумать более увлекательный или изобретательный финал? Нет, я думаю, что и у нас ничего бы не вышло, развязывать нам нечего, потому что ничего или почти ничего не было завязано. А не завязалось тут потому, что ни в одном из названных фильмов нет характеров сколько-нибудь интересных, оригинальных или просто живых. Герою «Инспектора уголовного розыска» (его играет Юрий Соломин) авторы не дали никаких слов или мыслей, которыми он мог бы выразить себя как индивидуальность. Он отличается от героя «Неожиданное рядом» только внешностью, а если учесть, что оба они время от времени появляются в одной и той же форме, то воспоминание наше легко может их перепутать. Можно их поменять местами в фильмах, никто этого не заметит, да и структура фильма никак не будет потревожена. Любовь у них обоих тоже ничем не отличается (кстати, оба увлекаются «свидетелем по делу»). А то, что майор, инспектор уголовного розыска, умеет играть на рояле, мало меняет дело, а н каком-то смысле его даже ухудшает: зрители почему-то улыбаются, когда он садится за рояль, им кажется, что он сел специально, чтобы доказать свою интеллигентность.

Если положительные герои фильмов безжизненны, то не лучше обстоит дело и с отрицательными персонажами — ворюгами и бандитами. В фильме «Инспектор уголовного розыска» у них у всех скверные биографии, а подлинных человеческих характеров нет. Поскольку же и на той и на другой стороне фигуры безликие и невесомые, то, следовательно, и столкновения между ними произойти не может. Даже если бы их поставили в ситуации более увлекательные и оригинальные — все равно из картона искры не извлечь.